Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 12

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Право на семейную жизнь и свободу личности

Существующее положение

Правило 9 «Семейная жизнь и свобода личности» Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993 (Резолюция 48/96), предусматривает, что государство должно оказывать содействие инвалидам с целью обеспечения в полном объеме их участия в семейной жизни и поддерживать право инвалидов на личную свободу и обеспечивать, чтобы в законодательстве не допускалась дискриминация в отношении инвалидов, в том что касается половых отношений, брака и материнства или отцовства.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяя государственную политику в данной области, отмечает, что целью этой политики является обеспечение инвалидам равных возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Что касается вопросов семейной жизни инвалидов, отечественное законодательство не содержит специальных норм, регулирующих эту сферу.

Оценка существующего положения

Отдельные проблемы в реализации международных документов в области семейной жизни инвалидов по слуху возникают при организации воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей.

Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации и распространяется на детей-инвалидов.

Законодательство в области образования детей инвалидов предусматривает создание специализированных школьных и дошкольных учреждений.

Основной причиной массового нарушения права детей-инвалидов по слуху жить и воспитываться в семье является тот факт, что за время, прошедшее после принятия ООН Конвенции о правах ребенка и Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, органы государственной власти России так и не приняли надлежащих законодательных и организационных мер по созданию условий для обучения и реабилитации детей-инвалидов по слуху по месту жительства и коррекционно-педагогической помощи в раннем возрасте. И это несмотря на то, что все упомянутые выше Заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка содержали в качестве основной рекомендации предложение об ограничении практики помещения детей в интернатные учреждения.

О нарушении права детей-инвалидов жить и воспитываться в семье свидетельствуют следующие данные государственной статистики: 29 тысяч детей-инвалидов постоянно живут в домах-интернатах органов социальной защиты; 67 тысяч - в специальных (коррекционных) школах-интернатах органов образования; 5 тысяч - в домах ребенка. Таким образом, 17 процентов (101 тысяча) детей-инвалидов лишены семейной среды.

Основная причина этого - неприемлемые социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с детьми-инвалидами.

Государственная политика в отношении детей с выраженными аномалиями развития до сих пор была построена на приоритете "изъятия" их из общества, содержания в закрытых стационарных учреждениях. Государство упорно продолжает выделять гораздо больше средств на интернаты, чем на поддержку семьи или на альтернативное семейное устройство детей. На поддержание интернатной системы расходуются значительные государственные средства: средняя стоимость содержания ребенка в интернате составляет 14 тыс. рублей в месяц, тогда как пособие на ребенка, живущего в семье, в 5-7 раз меньше. Детей-инвалидов не принимают в детские сады, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, отказывают в предоставлении услуг в центрах и отделениях социального обслуживания. Несмотря на развитие таких центров и отделений (по данным Минздравсоцразвития России, в 2004 году их было 605, а в 1994-м всего 71), призванных оказывать услуги по реабилитации и адаптации детей-инвалидов, число их заведомо недостаточно, а регулирующие их работу нормативные документы ориентированы на помощь детям с минимальными нарушениями, дети же с более тяжелыми формами инвалидности туда не попадают.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 184 специальные школы для глухих и слабослышащих детей, при этом, как правило, они являются школами-интернатами. Поскольку во многих регионах имеется не более 1-2 школ, большинство детей надолго находятся вне семьи. В некоторых регионах образовательные учреждения для глухих отсутствуют. Родители детей - инвалидов по слуху вынуждены устраивать детей в школы-интернаты, находящиеся за сотни километров от дома. Например, в Магадане нет школы для глухих и слабослышащих детей. Их увозят в Хабаровск, в интернат, отрывая от семьи. Дорогу оплачивают только в летние каникулы, и если у семьи нет средств, то на зимние каникулы дети остаются в интернате. Фактически дети - инвалиды по слуху в таких ситуациях полностью оторваны от семьи.

В домах-интернатах нарушается право детей на частную жизнь. Так, нередко дети и подростки не имеют личных вещей, в том числе одежды, отдельных тумбочек (шкафчиков) для их хранения. Пространство их жизнедеятельности крайне ограничено, помещения переполнены, дети не имеют возможности уединиться.

Похожая ситуация складывается и с дошкольным воспитанием и обучением. Родители, которые хотят, чтобы дети находились постоянно в семье, пытаются найти другие варианты получения образования, включая надомное обучение, что часто отрицательно сказывается на результатах обучения.

Данная проблема еще острее стояла 10-15 лет назад, когда в некоторых регионах вообще не было специальных школ. За эти годы проведена большая работа по открытию новых школ. Тем не менее, проблема остается достаточно острой. Для решения этого вопроса в отдельных регионах есть опыт создании небольших школ, специализированных классов в массовых школах, что должно приблизить детей к своим семьям. 

Важнейшей задачей является организация обучения детей-инвалидов в системе общего образования, так называемого интегрированного образования, что признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов.

Базовым принципом интегрированного образования, определенным ЮНЕСКО, является прием в обычные школы "всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие способности" и "создание соответствующих условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребности детей".

Вопрос о создании интегрированного образования неоднократно поднимался в официальных документах, в частности в Постановлении Государственной Думы от 20 мая 1999 года № 3993-II ГД, в указанном выше решении Коллегии Минобразования России и распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р "Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Вместе с тем федеральные органы государственной власти до сих пор не обеспечили создания законодательной, нормативной и методической базы интегрированного образования и не организовали подготовку кадров в этой области.

Ситуация усугубляется нестабильностью семейных взаимоотношений, связанных с рождением ребенка-инвалида. Рождение больного ребенка повергает всех членов семьи в шок. При этом в 50 процентах случаев отцы оставляют такую семью, и лишь 4 процента из них помогают воспитывать ребенка. 32 процента отцов никогда не встречаются со своими детьми. Мать одна вынуждена нести все бремя забот о ребенке-инвалиде, нередко находясь в состоянии тяжелой депрессии. В то же время уровень реальной помощи государства семье с ребенком-инвалидом за последние годы резко снизился. Так, размер ежемесячного пособия на ребенка с 1996 года вырос всего в 1,32 раза, доля прожиточного минимума детей увеличилась в 5-7 раз. Доля прожиточного минимума ребенка, покрываемая ежемесячным пособием, сократилась в 4 раза и составляет не более 3 процентов.

При этом по данным официальной статистики, расходы на больного ребенка в 3 раза выше, чем на здорового. Душевой доход ниже прожиточного минимума имеют 72 процента семей с детьми-инвалидами, тогда как затраты на самую скромную еду составляют до 80 процентов семейного бюджета.

Еще одна проблема в области семейной жизни связана с определенными трудностями создания семьи для неслышащих. Эта проблем особенно остра для проживающих в селах, малых и отдаленных населенных пунктах. Для ее решения организации ВОГ, клубные учреждения, печатные издания используют различные формы работы (клубы знакомств, объявления в газетах и журналах), тем не менее, эта проблема является актуальной.

Цели и задачи ВОГ по вопросу

Добиваться создания большего количества дошкольных и школьных образовательных учреждений, чтобы они были максимально приближены  к местам проживания семей, имеющих неслышащих детей; необходимо развивать различные формы обучения и воспитания неслышащих детей, в частности, позволяющие создавать учебные и воспитательные группы на базе массовых образовательных учреждений; организациям, клубным учреждениям, печатным изданиям проводить работу, которая помогает глухим создавать семьи.

Оказывать поддержку выпускникам коррекционных школ, особенно сиротам, в трудоустройстве и решении социально-бытовых проблем. 

В связи с этим заслуживает изучения и распространения положительный опыт регионов, направивших свои усилия и финансовые средства на развитие институтов профилактики сиротства, а также усыновления, опекунства, приемных и патронатных семей. Этот опыт необходимо применить для наиболее незащищенной группы - для детей-инвалидов, что потребует создания по месту их жительства условий для коррекционно-педагогической реабилитации.

Механизмы достижения целей (методы, сроки реализации, источники финансирования) на уровне ВОГ, РО ВОГ, МО ВОГ подлежат разработке аппаратами ВОГ всех уровней и согласованию с государственными органами соответствующих уровней в соответствии с этапами и календарным планом реализации Программы ВОГ, программами развития ВОГ по направлениям деятельности, программами развития РО ВОГ.

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей