Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 12

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

О городе и истории


Нижний Тагил с Лисьей горы: заводской пруд, современный центр города, а на заднем плане — трубы и дымы НТМК
Нижний Тагил с Лисьей горы: заводской пруд, современный центр города, а на заднем плане — трубы и дымы НТМК

Нижний Тагил находится на восточном склоне Уральского хребта, у слияния рек Выя и Тагил, в 125 км к северу от Екатеринбурга. Название «Нижний» связано с тем, что в верховьях реки Тагил расположен ещё один, Верхний Тагил — небольшой и мало кому известный, но также исторический город. Нижний Тагил развивался вокруг горы Высокой (Магнит), которую постепенно срыли в процессе добычи железной руды. Окрестным холмам повезло больше: они остаются прекрасными видовыми точками, с которых открываются красочные панорамы — городские пруды, город и инфернальная промышленность на заднем плане. Население: 372 тыс. чел. (2010).

Слухи об огромных запасах железной руды у слияния Выи и Тагила появлялись уже в конце XVII века, но, как и всюду на Урале, до реальных разработок дело дошло лишь с приходом Демидовых. Гора Высокая оказалась чрезвычайно удачным местом — не только потому, что на двух реках можно было построить сразу два завода — но и благодаря действительно богатому месторождению, которое не истощилось даже через триста лет после начала добычи. Первым был построен Выйский медеплавильный завод (1722), а Нижнетагильский железоделательный появился чуть позже (1725). По факту в XVIII веке оба завода были в основном заняты выплавкой чугуна, поскольку местные запасы медной руды не оправдали ожиданий. Позднее, правда, медь нашлась, и в XIX веке Выйский завод опять становится медеплавильным. Заводские поселения быстро срослись в единый посёлок Нижнетагильский завод, ставший городом в 1919-м году. После упадка Невьянска Нижний Тагил занимает лидирующие позиции среди уральских заводов и объединяет все актуальные на тот момент производства: добычу руды, выплавку чугуна и меди, а также литьё и прокат металла. Вплоть до революции 1917-го года Тагильские заводы принадлежат Демидовым, однако, в отличие от наивно увлечённых итальянской архитектурой родоначальников династии, потомки принимают всё меньшее участие в технологическом процессе и редко бывают на Урале, проводя больше времени в Италии. Архитектурных изысков, сопоставимых с наклонной Невьянской башней, в Тагиле не строили, зато на местности прижилось итальянское название Сан-Донато — один из младших Демидовых (Анатолий Николаевич, 1812-1870) купил у своего приятеля княжеский титул за 2 млн рублей.

Одним из самых известных тагильских достижений является создание первого паровоза отцом и сыном Черепановыми (по слухам, они же собирались построить первую в России железную дорогу, но их опередили в Санкт-Петербурге). Во второй половине XIX столетия начинается выплавка стали. Наряду с этим развиваются местные ремёсла, такие как изготовление расписных подносов. К началу XX века старая уральская металлургия приходит в упадок: после революции Выйский завод закрывается, а Нижнетагильский продолжает работу, но теряется на фоне новых гигантов, выросших в процессе индустриализации. В 1930-х гг. рядом с городом строятся Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК) и Уральский вагоностроительный завод им. Дзержинского (УВЗ). Во время войны в Тагил эвакуируют несколько предприятий, а на УВЗ начинается выпуск танков, которые и по сей день успешно конкурируют с вагонами. После войны к НТМК и УВЗ добавляются цементный завод, завод железо-бетонных изделий, химический завод по производству смол и пластмасс (Уралхимпласт), а также неисчислимые сопутствующие предприятия вроде котельно-радиаторного завода или производства огнеупоров. Современный Нижний Тагил наполовину состоит из промзоны, которая, впрочем, не поглощает город, а скорее придаёт ему особый колорит.

Бурное промышленного развитие сильно изменило облик Нижнего Тагила. От дореволюционного города сохранились несколько исторических кварталов в районе Нижнетагильского завода, а современный центр застраивался уже в советское время. В Тагиле находится прекрасный ансамбль зданий 1930-1950-х гг., и уже это, наряду с промышленным колоритом, оправдывает поездку. Тем не менее, есть в городе и более классические достопримечательности: многочисленные музеи, а также музей-завод, созданный в конце 80-х на месте старого Нижнетагильского завода. Хотя музейность этого памятника является пока довольно условной, сам факт сохранения промышленного наследия для России уникален. Существуют и более глобальные планы развития туризма — например, создание на базе старого завода рекреационной зоны Демидов-парка — однако до их реализации ещё далеко, поэтому туристов в городе практически не бывает. Это, пожалуй, и к лучшему: в отличие от чахлых заводских посёлков или разрекламированного Невьянска, Нижний Тагил позволяет прочувствовать реальную уральскую промышленность в крупном, динамичном и очень контрастном городе.

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей