Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 12

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Достопримечательности


Музеи

Основные музеи города объединены в Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала Центральный объект заповедника — музей-завод:

  • Музей-завод истории развития чёрной металлургии — исторический железоделательный завод (в советское время — завод им. Куйбышева), закрытый в 1987 году и переданный музею. За 20 с лишним лет завод в музей так и не превратился: территория местами заброшена, а кое-где сохраняются и действующие объекты (производство железобетонных изделий, котельная). Посещение только с экскурсией (около часа), стоимость для небольшой группы 600 руб (2010), заказ и оплата в краеведческом музее (тел. +7 (3435) 41-64-01). Экскурсии довольно бестолковы, но позволяют увидеть несколько интересных сооружений. Завод постоянно перестраивался и расширялся, поэтому постройки разного времени буквально наслаиваются друг на друга. От XIX века здесь сохранились водяной ларь, т.е. труба, сужавшая поток воды для увеличения напора на турбину, и сама водяная турбина. К началу XX века относятся электростанция и каркас прокатного цеха. Наконец, ключевые объекты — доменные и мартеновские печи — многократно перестраивались, а современные постройки датируются 30-ми гг. XX века. Массивные, покрытые ржавчиной колонны для рекуперации доменных газов, да и сами домны хорошо видны из разных точек города (особенно с Лысой горы). В принципе, с Лысой горы виден вообще весь завод, но оттуда не рассмотришь детали, такие как канавки для слива чугуна, наклонный подъёмник для подачи руды к домне, разливочные машины и многое другое. Перед экскурсией, впрочем, необходимо самостоятельно ознакомиться с технологией производства чугуна и стали, поскольку экскурсоводы знают лишь названия предметов, но не их назначение. Без экскурсии можно увидеть деревянный створ старой плотины, установленный перед входом на завод (со стороны плотины). Ещё можно пройти по Горбатому мосту, начинающемуся от улицы Ломоносова, и поразглядывать северную часть завода, где нет крупных построек, но выставлено (и вывалено) немало старой техники.

К востоку от плотины и завода расположен комплекс из нескольких музеев (от вокзала — трамваи № 1, 12, 15, 17 или маршрутные такси до остановки «Музей»):

  • Историко-краеведческий музей, пр. Ленина, 1а, +7 (3435) 41-64-01. Ср–Вс, 9.30–17; Пт, до 16. Музей занимает флигель здания заводоуправления (1833). Первый этаж содержит типовую историческую экспозицию, среди которой интересны древний деревянный идол, найденный в окрестном торфянике, 300-килограммовый кусок малахита, а также некоторые предметы из коллекции Демидовых: например, глыба магнитного железняка, удерживающая гирю. На втором этаже проходят выставки. В кассе музея по ностальгическим ценам в 5-10 рублей продают краеведческую литературу, в том числе старые, прекрасно сделанные и переведённые на английский книги о Тагиле и окрестных городах. Входной билет: 50 руб (2010).
  • Музей изобразительных искусств, Уральская ул. 7, +7 (3435) 25-26-47, 25-24-29. Чт–Вт, 9–18. Провинциальный художественный музей с несколькими интересными экспонатами. Заурядные залы западноевропейского искусства скрашивает «Тагильская мадонна», которая была найдена в 20-х гг. в одном из тагильских домов и предположительно написана в XVI веке школой Рафаэля. Представленное в музее российское искусство также вполне заурядно, но среди работ местных художников выделяется творчество Худояровых — крепостных, работавших на Демидовских заводах в первой половине XIX века. Хотя до появления соцреализма оставалось ещё почти сто лет, Худояровым удалось в деталях передать обстановку цехов старого металлургического завода, чем творчество этих художников и интересно. Также примечательны виды старого, не испорченного промышленностью и по современным меркам почти патриархального Нижнего Тагила. Наконец, представлены расписные тагильские подносы, хотя этому промыслу посвящён отдельный музей.
Макет паровоза Черепановых (1834) перед входом в краеведческий музей
Макет паровоза Черепановых (1834) перед входом в краеведческий музей
  • Музей природы и охраны окружающей среды, пр. Ленина, 1а, +7 (3435) 41-80-47. Ср–Вс, 10–17. Музей расположен в историческом здании верхних провиантских складов (конец XVIII века). Экспозиция включает образцы руд и минералов (в отличие от краеведческго музея, для музея природы приберегли 500-килограммовый кусок малахита), а также чучела животных и информацию о безнадёжной экологической ситуации в районе Нижнего Тагила.
  • Открытая экспозиция находится рядом с краеведческим музеем, выгодно отличаясь от него бесплатным и круглосуточным доступом, а также простыми, но впечатляющими экспонатами. Перед входом в музей установлен макет паровоза Черепановых, который выглядит почти игрушечным как по размерам, так и по простоте конструкции. Рядом с паровозом находится гигантская глыба местного железняка, а чуть поодаль представлена продукция металлургического производства. Среди многочисленных чугунных предметов попадаются интересные вещи: например, станок XIX века для резки металла, вододействующий молот, огромная водяная турбина. Здесь же установлен танк Т-34, произведённый на нижнетагильских заводах.

Следующие музеи находятся к западу от плотины и старого завода (добираться пешком по пешеходному мосту в конце ул. Ломоносова или на маршрутках, идущих по Тагильской улице):

  • Музей истории подносного промысла (дом Худояровых), Тагильская ул. 24, +7 (3435) 24-25-74. Вт–Сб, 10–16.30. Расписные подносы — один из традиционных промыслов Нижнего Тагила. Подносы с простыми узорами ныне не редкость, однако тагильские мастера рисовали на подносах и сложные сюжетные картины с тонкими, хорошо проработанными деталями. Кроме подобной «живописи по подносу» в музее представлена подносная мастерская с печами для обжига и оригинальными инструментами. Деревянное здание музея — бывший дом художников Худояровых, которые не только жизнь рабочих рисовали, но и подносы расписывали.

Наконец, есть в Нижнем Тагиле и ещё несколько музеев:

  • Историко-технический музей «Дом Черепановых», ул. Верхняя Черепановых, 1 (район Выйского завода; из центра — трамвай №3 или маршрутные такси до остановки «Кинотеатр Урал»), +7 (3435) 48-76-95. Ср–Вс, 10–17. Исторический дом Черепановых с экспозицией на железнодорожную тему, есть даже действующий макет железной дороги.
  • Мемориально-литературный музей А. П. Бондина, Красноармейская ул. 8 (район Выйского завода; из центра — трамвай №3 или маршрутные такси до остановки «Кинотеатр Урал»), +7 (3435) 25-44-47. Вт–Сб, 10–17. Алексей Бондин (1882–1939) — уроженец Нижнего Тагила, писатель местного значения, который продолжил Худояровские традиции соцреализма и стал одним из первых советских писателей Урала.
Проходная УВЗ и танк Т34 на постаменте
Проходная УВЗ и танк Т34 на постаменте
  • Музеи Уральского Вагоностроительного завода, Восточное шоссе, 26 (Дзержинский район; от вокзала — трамваи №1, 17 или маршрутные такси до остановки «Проспект Вагоностроителей»), +7 (3435) 33-21-07. Вт–Сб, 10–16. При УВЗ создано сразу несколько музеев. В здании проходной находится музей истории завода с архивными фотографиями и документами. Открытая экспозиция показывает грузовые железнодорожные вагоны, в том числе специальные цистерны, созданные в 50-х гг. для перевозки жидкого кислорода. Наконец, музей бронетанковой техники рассказывает о совсем другой продукции завода: в лучших традициях конспирации УВЗ производит не только вагоны, но и танки. Танковый музей является одним из лучших в России, хотя и ограничен местной продукцией. В отличие от Кубинки, можно залезть в большинство танков и осмотреть их внутреннее устройство. Отдельная экспозиция показывает детали танков и танковые боеприпасы. Входной билет: 30 руб (2009).
  • Музейно-выставочный комплекс НТМК, (напротив центральной проходной НТМК; из центра — маршрутки в Тагилстроевский район до остановки «Управление комбината»), +7 (3435) 49-80-83. Музей истории комбината и выставка современной продукции. Также на территории НТМК затерян мемориальный комплекс с музеем боевой славы и противотанковых орудий (очевидно, для борьбы с продукцией соседнего УВЗ).
  • Музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты, ул. Красногвардейская, 15, +7 (3435) 25-67-89. Известен как место проведения патриотических мероприятий.

Центр

  • Исторический центр Нижнего Тагила находится рядом с плотиной. Монументальное здание заводоуправления в стиле классицизм (1830-е; пр. Ленина, 1) показывает значение города в иерархии старых уральских заводов. По соседству с заводоуправлением расположены симметричные здания провиантских складов (конец XVIII и начало XIX вв.) в духе старинных палат — приземистые, с маленькими круглыми окошками и простыми украшениями. Напротив заводоуправления — сквер Рабочей Молодёжи с оригинальным памятником «Ленин на шаре» (1925), выбивающимся из устоявшихся в Тагиле веками традиций соцреализма, а до 30-х гг. XX века на территории нынешнего сквера находились памятник Никите Демидову и Входоиерусалимский собор.
  • Дореволюционная застройка неплохо сохранилась в окрестностях исторического центра. Каменные купеческие особняки конца XIX – начала XX вв. в основном расположены вдоль проспекта Ленина и улицы Карла Маркса. Хотя исторических зданий здесь много, выглядят они вполне разрозненно, и атмосферы старого города не создают. Более аутентичны мелкие улицы, где старые каменные дома перемешаны с простыми избами: такова, например, Уральская улица, идущая от заводоуправления вдоль пруда. Также интересна Тагильская улица, расположенная на другом берегу реки и являющаяся как бы предместьем. На машине сюда нужно ехать в объезд, через промзону и гаражи, однако пешком всего пять минут по мосту, находящемуся в конце улицы Ломоносова.
  • Проспект Ленина соединяет старую и новую части города. Начало проспекта застроено почти исключительно дореволюционными домами, после пересечения с Красноармейской улицей начинается короткий невзрачный участок с современным торговым центром, а затем проспект выходит на Театральную площадь — центр современного Тагила. Здесь находится здание драматического театра, построенное в начале 1950-х по типовому сталинскому проекту, с богатым декором и огромными скульптурами на монументальном портике. Внутри театра не менее богатые настенные росписи. Окружающие площадь здания находятся на стыке конструктивизма и сталианса, а в сквере перед театром установлен памятник Черепановым в стиле «Минин и Пожарский». За Театральной площадью начинается район сталинской застройки. На проспекте Ленина здания весьма разнообразны — от типовых проектов по левой стороне до оригинальных и уютных домов с эркерами по правой. Похожая застройка встречается на всех окрестных улицах — проспекты Строителей и Мира, дальняя часть улицы Карла Маркса, улицы Вязовская и Пархоменко. В целом сталинский центр Тагила выглядит гораздо более цельным, нежели центр дореволюционный.
  • Церкви: из многих точек города хорошо видна церковь Александра Невского на Гальянке (1862—1877; Совхозная ул. 5), построенная в псевдорусском стиле по случаю отмены крепостного права и похожая на одноимённые церкви по всей стране (например, в Нижнем Новгороде). К западу от центра находится масштабная Троицкая церковь (1877; Трудовая ул. 3) в стиле, приближенном к классицизму. На восточном берегу пруда располагается Скорбященский монастырь (Красногвардейская ул. 55/4) с Вознесенской церковью (1914) в неовизантийском стиле и приземистой, похожей на большую часовню Скорбященской церковью (1883). Наконец, Казанский собор (1871; Выйская ул. 32) в районе бывшего Выйского завода не является, несмотря на своё название, крупнейшей церковью города. Напротив, это сравнительно небольшой и непропорциональный деревянный храм, построенный на месте старообрядческой часовни. Ещё в городе есть часовня на могиле старца Иова (середина XIX века; в конце Рудянской ул.), а также большие, новодельные и совершенно лишние храмы в сугубо атеистических (по крайней мере внешне) соцгородах УВЗ и НТМК.
Сторожевая башня на Лисье горе
Сторожевая башня на Лисье горе
  • Лисья гора находится на западной стороне пруда рядом с плотиной. «Гора» представляет собой поросший травой пологий холм со скальными выходами. С вершины открывается прекрасный вид на город: в восточном направлении — центр, Скорбященский монастырь за прудом и, на дальнем плане, индустриальный пейзаж НТМК; на западе — Троицкая церковь, Высокогорский карьер и сопки за городом, к югу — церковь Александра Невского. Вершина Лисьей горы отмечена сторожевой башней: несмотря на нелепый вид этой постройки, датируется она 1818 годом и имела функции каланчи, т.е. предназначалась для наблюдения за пожарами. Сейчас это просто неприглядная будка, исписанная граффити. Подняться на Лисью гору можно по тропе со стороны плотины (здесь установлен памятник металлургам), а с противоположной стороны (ул. Лисогорская) есть дорога, проходимая для машин.

Окраины

  • Высокогорский карьер — основа тагильской металлургии, центр добычи железной руды. К настоящему времени гора Высокая практически полностью срыта, в карьере озеро (добыча ведётся шахтным способом), а на остатках горы устроена смотровая площадка с небольшой выставкой старой техники. Неподалёку от карьера раньше проходила Висимо-Уткинская узкоколейная железная дорога (1895) — одна из старейших российских узкоколеек, разобранная в 2007 году.
Как добраться: маршрутки в район Голый камень (ул. Челюскинцев, ул. Носова)
  • Городок вагоностроителей (соцгород УВЗ) — район в восточной части Тагила, отрезанный от остального города огромной промзоной. Центральные улицы — проспект Вагоностроителей и улица Ильича — начинаются от проходной УВЗ и заняты оригинальной застройкой 30-50х гг. XX века. В основном это типовые, но колоритные и формирующие прекрасный ансамбль послевоенные жилые дома, однако попадаются и уникальные памятники конструктивизма, построенные в конце 30-х: больница с закруглёнными угловыми балконами (ул. Орджоникидзе, 27; угол с пр. Вагоностроителей), жилой дом с полукруглыми «бастионами» (ул. Патона, 6; во дворах) и городские бани (ул. Ильича, 49). В стиле конструктивизма построены и старые цеха УВЗ (особенно интересен автотранспортный цех (1938), украшенный барельефами на транспортные темы), но увидеть их без попадания на завод невозможно. Оформленный полукруглыми арками-проёмами дом дирекции (1935; ул. Ильича, 2) находится на стыке конструктивизма и сталианса. Среди послевоенных построек выделяются дом культуры (пр. Вагоностроителей, 1) и машиностроительный техникум (пр. Вагоностроителей, 14а) с характерными портиками под классицизм. Центральное здание и проходная УВЗ построены уже в 70-е в духе функционализма, на проходной размещены «медальоны» с наградами завода. По сохранности и атмосфере район УВЗ не уступает центру Нижнего Тагила.
Как добраться: от вокзала — трамваи №1, 17 или маршрутные такси до остановок «Проспект Вагоностроителей», «УВЗ»
  • Городок металлургов (соцгород НТМК) находится ближе к центру и в целом уступает соцгороду УВЗ: здесь много унылых панельных домов, а оригинальная застройка сводится к типовому сталиансу. Интересны оформление гостиницы Металлург (1950; ул. Металлургов, 4) и здание дома культуры (1952; ул. Металлургов, 1) с оригинальным куполом — пожалуй, лучший образец сталинской архитектуры в Нижнем Тагиле. Также любопытны монументальная проходная НТМК и находящееся по соседству здание заводоуправления (ул. Индустриальная). В остальном Тагилстроевский район это просто колоритное место с причудливыми названиями вроде Огнеупорной улицы и психоделическим парком металлургов с устрашающей панорамой НТМК.
Как добраться: от вокзала — маршрутки в Тагилстроевский район до остановок «Дворец культуры НТМК», «Тагилстрой».
  • Красный Камень — микрорайон в северной части города. Застроен скучными панельными домами, среди которых затеряны два дома в стиле конструктивизм (ул. Жуковского, 8 и 20), построенные по оригинальному проекту — с длинными балконами-галереями в нишах здания. Неподалёку находится скромный памятник героям гражданской войны (в начале ул. Восстания).
Как добраться: из центра — трамвай №3 или маршрутки до остановки «Улица Восточная».
  • Старатель — микрорайон в южной части города, по старинке часто именуемый "поселок Старатель". Входит в состав Ленинского района горда Нижний Тагил. Возник в сороковые годы ХХ века как артиллерийский испытательный полигон. В настоящее время это предприятие именуется Нижнетагильский Институт Испытания Металлов. Этот район города является относительно экологически чистым в силу естественной розы ветров и отсутствия крупных промышленных производств.
Как добраться: от вокзала на маршрутке, или автобус номер 17, или пригородным электропоездом до остановки "Старатель"

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей