О городе и истории
Нижний Тагил с Лисьей горы: заводской пруд, современный центр города, а на заднем плане — трубы и дымы НТМК
Нижний Тагил находится на восточном склоне
Уральского хребта, у слияния рек Выя и Тагил, в 125 км к северу от
Екатеринбурга. Название «Нижний» связано с тем, что в верховьях реки
Тагил расположен ещё один, Верхний Тагил — небольшой и мало кому известный, но также исторический город. Нижний Тагил развивался вокруг горы Высокой
(Магнит), которую постепенно срыли в процессе добычи железной руды.
Окрестным холмам повезло больше: они остаются прекрасными видовыми
точками, с которых открываются красочные панорамы — городские пруды,
город и инфернальная промышленность на заднем плане. Население: 372 тыс. чел. (2010).
Слухи об огромных запасах железной руды у слияния Выи и Тагила
появлялись уже в конце XVII века, но, как и всюду на Урале, до реальных
разработок дело дошло лишь с приходом Демидовых. Гора Высокая
оказалась чрезвычайно удачным местом — не только потому, что на двух
реках можно было построить сразу два завода — но и благодаря
действительно богатому месторождению, которое не истощилось даже через
триста лет после начала добычи. Первым был построен Выйский медеплавильный завод (1722), а Нижнетагильский железоделательный
появился чуть позже (1725). По факту в XVIII веке оба завода были в
основном заняты выплавкой чугуна, поскольку местные запасы медной руды
не оправдали ожиданий. Позднее, правда, медь нашлась, и в XIX веке
Выйский завод опять становится медеплавильным. Заводские поселения
быстро срослись в единый посёлок Нижнетагильский завод, ставший
городом в 1919-м году. После упадка Невьянска Нижний Тагил занимает
лидирующие позиции среди уральских заводов и объединяет все актуальные
на тот момент производства: добычу руды, выплавку чугуна и меди, а также
литьё и прокат металла. Вплоть до революции 1917-го года Тагильские
заводы принадлежат Демидовым, однако, в отличие от наивно увлечённых
итальянской архитектурой родоначальников династии, потомки принимают всё
меньшее участие в технологическом процессе и редко бывают на Урале,
проводя больше времени в Италии. Архитектурных изысков, сопоставимых с
наклонной Невьянской башней, в Тагиле не строили, зато на местности
прижилось итальянское название Сан-Донато — один из младших Демидовых (Анатолий Николаевич, 1812-1870) купил у своего приятеля княжеский титул за 2 млн рублей.
Одним из самых известных тагильских достижений является создание первого паровоза отцом и сыном Черепановыми
(по слухам, они же собирались построить первую в России железную
дорогу, но их опередили в Санкт-Петербурге). Во второй половине XIX
столетия начинается выплавка стали. Наряду с этим развиваются местные
ремёсла, такие как изготовление расписных подносов. К началу XX века
старая уральская металлургия приходит в упадок: после революции Выйский
завод закрывается, а Нижнетагильский продолжает работу, но теряется на
фоне новых гигантов, выросших в процессе индустриализации. В 1930-х гг.
рядом с городом строятся Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК) и Уральский вагоностроительный завод им. Дзержинского
(УВЗ). Во время войны в Тагил эвакуируют несколько предприятий, а на
УВЗ начинается выпуск танков, которые и по сей день успешно конкурируют с
вагонами. После войны к НТМК и УВЗ добавляются цементный завод, завод железо-бетонных изделий, химический завод
по производству смол и пластмасс (Уралхимпласт), а также неисчислимые
сопутствующие предприятия вроде котельно-радиаторного завода или
производства огнеупоров. Современный Нижний Тагил наполовину состоит из
промзоны, которая, впрочем, не поглощает город, а скорее придаёт ему
особый колорит.
Бурное промышленного развитие сильно изменило облик Нижнего Тагила.
От дореволюционного города сохранились несколько исторических кварталов в
районе Нижнетагильского завода, а современный центр застраивался уже в
советское время. В Тагиле находится прекрасный ансамбль зданий
1930-1950-х гг., и уже это, наряду с промышленным колоритом, оправдывает
поездку. Тем не менее, есть в городе и более классические
достопримечательности: многочисленные музеи, а также музей-завод,
созданный в конце 80-х на месте старого Нижнетагильского завода. Хотя
музейность этого памятника является пока довольно условной, сам факт
сохранения промышленного наследия для России уникален. Существуют и
более глобальные планы развития туризма — например, создание на базе
старого завода рекреационной зоны Демидов-парка — однако до их
реализации ещё далеко, поэтому туристов в городе практически не бывает.
Это, пожалуй, и к лучшему: в отличие от чахлых заводских посёлков или
разрекламированного Невьянска, Нижний Тагил позволяет прочувствовать
реальную уральскую промышленность в крупном, динамичном и очень
контрастном городе.